Христианское отношение к болезни
Доверие Богу
Почему люди болеют? Почему я заболел?
Ответы в каждом случае будут разные: наследственность, неправильный образ жизни, плохая экология, несчастный случай… Иногда как будто и нет никакой видимой причины.
В течение жизни болеет каждый человек. Мы не можем в каждом случае точно знать причину. Но если мы верим, что Бог благ, что Он любит нас, что без Его воли даже волос не упадет с нашей головы, тогда вопрос «за что?» превращается в вопрос «зачем?».
Бог никого не наказывает – в том смысле, что Он никого не карает, никому не мстит, не воздает злом за наше зло. Он вразумляет, милует, спасает. Слово «наказ» означает «вразумление» и «поручение». Поэтому и болезнь наша может стать вразумлением, поручением от Бога, если мы отнесемся с доверием к Божиему замыслу и извлечем из своей болезни пользу для нашей души.
Какой может быть эта польза? Болезнь помогает нам принять собственную ограниченность, осознать, что мы не распоряжаемся своей жизнью, сами очень мало можем и нуждаемся в помощи Бога. Время болезни дает возможность задуматься о смысле жизни, о том, что будет после смерти, многое переоценить. То, что казалось важным – деньги, вещи, успех, карьера, – теряет свою ценность. Человек понимает, что, по большому счету, ничто ему не принадлежит – но что ему много даровано. И рождается благодарность за бесценные Божии дары: небо, солнце, близких, жизнь.
Когда мы выдернуты из суеты и круговерти дел, когда немощствует тело – у души больше возможности обратиться к Богу и вечности.
Помощь Бога
Доверие воле Божией совсем не противоположно ожиданиям от нашего Небесного Отца исцеления, спасения, помощи.
Христос – Спаситель. Подверженность болезням – неотъемлемое свойство падшего человеческого естества, которое мы наследуем из века в век от предыдущих поколений вплоть до первых людей. Именно свободный выбор первых людей, их отказ от жизни в соответствии с Божественным замыслом привел человечество к катастрофическим последствиям.
Но болеющее, смертное человеческое естество, разорванная связь с Богом, доставшиеся нам от прародителей, – не последнее слово в отношениях человека и его Творца. Бог до начала времен предвидел катастрофу, к которой привело человека непослушание, и определил путь спасения. Бог пришел на Землю и добровольно став Человеком – Богочеловеком Иисусом Христом, – исцелил и преобразил в Себе человеческую природу. Он прошел весь человеческий путь страданий, умер на кресте, воскрес и даровал вечную жизнь всем, ответившим на Его любовь.
Нет людей, непричастных страданию, у каждого свои скорби, болезни, жизненные трудности. Но если страдание переносить с верой во Христа, с надеждой, терпением, это дает человеку такую свободу и радость, которые преображают его душу и дают силы пройти любое страдание. Без Христа страдания безотрадны, со Христом же несение жизненного креста становится радостнотворным.
Молитва. В любую минуту нашей жизни – радостную ли, трагическую – мы можем обратиться к Богу в молитве: с благодарностью, прошением, покаянием, просто призывая Его сейчас в нашу жизнь. Безусловно, мы можем просить Бога о выздоровлении – как просили исцеления у Христа во время Его земной жизни сотни и тысячи следующих за Ним людей и получили это исцеление.
Но мы должны именно просить, а не требовать, просить со смирением и доверием: «Да будет воля Твоя». Очень важно просить об укреплении веры, даровании терпения, душевном здравии. Ведь есть болезни неизлечимые, далеко не всегда возможно выздоровление. Но даже при тяжелой болезни можно жить с миром в душе, быть благодушным в страдании.
Таинства. В таинствах происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, совершается соединение с Ним. В больнице чаще всего совершаются таинства Покаяния, Причащения и Соборования. В этих священнодействиях благодать Божия нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и тело, приобщает его к Божественному естеству, оживотворяет и обоготворяет. В Покаянии душа очищается от греховной грязи, получает прощение от Бога. В Причащении – главном христианском таинстве – верующий соединяется со Христом, под видом вина и хлеба принимая в себя Его частицу. В Соборовании на больного призывается Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи.
Нельзя относиться к таинствам как к лечебному средству. Таинство не всегда ведет к исцелению физическому, но всегда, если воспринимается с верой, – к очищению и исправлению души.
Помощь врачей
Христиане, принимая болезнь как часть Божией воли и замысла, не только не отвергают необходимость лечения и помощи врачей, но считают разумную заботу о теле необходимой, а искусство врачей – Божиим даром и благословением. Как писал святитель Феофан Затворник: «Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры, – те не Божии, туда и нечего ходить».
Среди сонма христианских святых есть и святые врачи, а среди современных медиков много православных верующих. Существуют даже целые православные больницы.
Признавая необходимость лечения и помощи врачей, мы должны, все же, осознавать ограниченность человеческих возможностей и понимать, что за любым лечением и врачами стоит Врач душ и телес, как называем мы Христа. Нужно просить Бога, чтобы Он вразумил врача, помог поставить правильный диагноз, направил руки хирурга при совершении операции. Нужно смириться перед тем, что человеческое тело, несмотря на все открытия и технологии, подвержено болезням и старению, что нет лекарств от физической смерти.
О христианском отношении к здоровью, биоэтических проблемах современной медицины см. также «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» разделы XI, XII.
Заговоры и экстрасенсы
Христианское отношение к болезни и лечению категорически исключает обращение к экстрасенсам, колдунам, оккультным практикам, заговорам и т.д.
Мы верим в существование духовного мира и в молитвах обращаемся за помощью к Богу, к Матери Божией, к святым. При употреблении заговоров, заклинаний и других действий, предлагаемых экстрасенсами, мы вольно или невольно, сознательно или неосознанно обращаемся к бесам. Даже если с помощью каких-то заговоров, оккультных действий можно получить облегчение в болезни или даже исцеление, это будет не помощь, а вред для души.
Даже если экстрасенс («бабка», ворожея, колдун) использует некие действия или слова, обращенные к Богу, то, в отличие от молитвы, заговор – это не вера во всесильного милостивого Бога, а вера в магию чисел или каких-то ритуальных действий: «Прочитайте «Отче наш» шесть раз (именно шесть! Иначе не поможет)», «Поставьте свечки в десяти церквях» (именно в десяти! Не в одной или двух). Мы должны служить Богу всей своей жизнью, а, используя заговоры и заклинания, хотим, чтобы Бог служил нам в обмен на выполнение нами внешних обрядовых действий. Если в молитве будут почти те же слова, что и в каких-нибудь заговорах, отличие между ними принципиальное: в молитве всегда главное не форма, не слова, а содержание. Можно молиться любой молитвой, любыми словами, главным будут не те или иные слова, а сокрушенное сердце, вера, обращенность к Богу. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе».
Если болен ближний
Однажды Христу задали вопрос: «Кто мой ближний?». На это Господь рассказал притчу о милосердном самарянине. Увидев на дороге израненного разбойниками иудея, самарянин поднял его, перевязал раны, возливая масло и вино, отвез в гостиницу и там позаботился о нем. А уезжая, оставил хозяину гостиницы денег на уход – словом, сделал всё, чтобы помочь человеку (Евангелие от Луки, глава 10, стихи 30–37).
«Иди и поступай так же,» – сказал Господь вопрошавшему.
Надо сказать, что самаряне и иудеи в то время не только не общались, но и враждовали между собой, что не помешало самарянину из притчи помочь иудею. Так и для нас ни вера, ни национальность, ни гражданство человека – ничто не должно иметь значение, когда ему нужна наша помощь.
От того, послужили ли мы нашему ближнему, зависит и наша участь в вечности. «Был болен – и вы посетили Меня,» – скажет Господь праведникам. «Господи, когда мы видели Тебя больным… и пришли к Тебе?» «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31-46).
Если мы видим Христа в страдающем человеке, то помощь больному будет для нас не только христианской обязанностью и условием нашего спасения, но и радостью послужить Спасителю. Помогать больным можно по-разному: можно молиться о них, навещать их в больнице; можно стать добровольцем или сестрой милосердия.