Святые врачи

К святым врачам и целителям в молитве обращаются за помощью и врачи, и те, кто ищет исцеления. Церковь чтит святых целителей не только за бескорыстную помощь больным, но и за то, что это служение стало проповедью Христа и Евангелия.

Великомученик и целитель Пантелеимон

III век, Вифиния (Малая Азия, Римская империя)

Будущий святой, Пантолеон (такое имя он получил при рождении – «во всем лев») родился в городе Никомидии в знатной семье. Отец, как положено римским гражданам, был язычником, а мать – тайной христианкой (впоследствии причислена к лику святых как святая Еввула). Пантолеон получил прекрасное образование, учился медицинскому ремеслу у знаменитого в тех краях врача. Со временем в качестве врача был представлен ко двору императора Максимиана, что обещало юноше прекрасную карьеру. Но так случилось, что он познакомился с христианским священником – пресвитером Ермолаем. Тот был одним из немногих уцелевших священников: гонения Максимиана уничтожили почти всех христиан в городе. Беседы с Ермолаем открыли для Пантолеона Христа и привели ко крещению. Ермолай крестил юношу с именем Пантелеимон («милостивый»).

Жизнь его изменилась: Пантелеимон посвятил себя помощи больным, бедным, заключенным. Платы за лечение он не брал и исцелял не только силой своего врачебного дара, но молитвой, призыванием Христа. Отец Пантелеимона, став свидетелем исцеления слепого именем Иисуса Христа, уверовал и крестился в конце своей жизни. После смерти отца Пантелеимон раздал имущество и продолжал лечить людей. Вскоре императору донесли, что Пантелеимон – христианин. Судили и казнили его учителя – священномученика Ермолая. Пантелеимон также был арестован, его пытали и усекли мечом.

Мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона хранятся в русском Пантелеймоновом монастыре на святой горе Афон в Греции.

Святые бессребреники Косма и Дамиан

IV век, Асия (Малая Азия, Римская империя)

В православной традиции это не единственные святые бессребренники Косма и Дамиан: есть три пары полных тезок. Есть бессребреники Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме, бессребреники Косма и Дамиан Аравийские – и те, и другие пострадали в III веке. Но наиболее известны все же Косма и Дамиан Асийские, о которых пойдет речь ниже.

Косма и Дамиан были родными братьями. Отец их был язычником, мать – христианкой (впоследствии причислена к лику святых как преподобная Феодотия). После смерти отца воспитанием сыновей занималась мать, наставляя их в христианской вере, любви к Богу и добродетели. Братья изучали Священное Писание, а также врачебное искусство, целебные свойства растений, чтобы помогать страждущим.

Бог благословил их стремление: братья получили дар исцеления и чудотворения, что стало привлекать к ним множество больных. Не ограничившись этим, братья переходили из города в город, оказывая помощь повсюду и исцеляя даже животных.

Косма и Дамиан приняли на себя обет оказывать помощь безвозмездно, и за лечение никогда не брали платы – по слову Спасителя: «Болящих исцеляйте, прокаженных очищайте… Даром получили – даром отдавайте» (Евангелие от Матфея, глава 10, стих 8). Поэтому их и прозвали бессребрениками. Исцеляли они именем Иисуса Христа, просвещали людей светом евангельской веры.

В конце жизни Дамиан нарушил обет безвозмездного врачевания: братья исцелили безнадежно больную женщину, и она умоляла принять от нее благодарность. После отказа она упросила Дамиана взять у нее хотя бы три яйца – во имя Святой Троицы. Услышав о том, что брат пренебрег обетом, Косма был очень удручен и даже завещал похоронить их отдельно. Но Бог открыл ему, что Дамиан принял дар из любви ко Святой Троице, и после кончины братьев погребли вместе.

Частицы мощей Космы и Дамиана покоятся в монастырях и крипториях разных стран. В Москве частицы их святых мощей хранятся в северном приделе Троицкого собора Даниловского монастыря.

Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн

Конец III – 311 год, г. Александрия (Египет, Римская империя)

Святой бессребреник Кир жил в городе Александрия в тот период, когда она была провинцией Римской империи и в ней не утихали гонения на христиан. Кир был врачом, и своим искусством в лечении телесных и душевных болезней снискал себе в городе славу. Врачуя всех приходящих, он призывал на них милосердие Божие, и многих язычников обратил ко Христу, хотя проповедь Евангелия могла стоить Киру жизни. Денег за лечение он не брал.

Во время правления императора Диоклетиана, прославившегося особо жестокими преследованиями христиан, Кир ушел в Аравийскую пустыню и принял там монашество. Больные приходили к нему и в уединение, и Кир никому не отказывал в лечении, исцеляя их молитвой.

Одним из тех, кто нарушил уединение Кира, был воин Иоанн, благочестивый христианин. Он искал не исцеления от болезни: услышав о Кире как о святом, Иоанн хотел научиться от него духовному совершенству. Так он стал преданным учеником Кира.

Через некоторое время учитель и ученик, услышав о христианах, заточенных в одну из тюрем соседнего города, отправились туда, чтобы поддержать их в мужественном исповедании Христа. Там Кир и Иоанн были схвачены, безбоязненно исповедали Христа замучены и казнены, их пытали, но те стойко претерпели мучения и были казнены. Сейчас мощи святых мучеников бессребреников покоятся в Мюнхене.

Мученик Орест

Конец III в. – 304 год, г. Тиана (Каппадокия, Римская империя)

В Каппадокию христианство пришло еще в апостольские времена: ее жители упоминаются в адресатах Послания апостола Петра (стих 1). Орест был с детства воспитан в христианстве. Став врачом, он исцелял больных, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Поскольку Орест как искусный врач был известен и пользовался авторитетом, его проповедь имела успех.

Когда при императоре Диоклетиане развернулись новые гонения на христиан, в Каппадокию был направлен военачальник Максимин для полного истребления христиан. Одним из первых был схвачен и приведен на суд врач Орест. Максимин пытался заставить святого отречься от Христа, взамен предлагая ему богатство, хорошую должность. Но святой врач мужественно исповедовал Распятого и Воскресшего Христа.

Но мучителям важно было добиться от Ореста отречения, чтобы тем самым поколебать веру в христианах города Тианы. Поэтому Ореста привели в языческий храм и, чтобы заставить поклониться идолам, подвергли святого пыткам. 40 воинов, меняя друг друга, били его плетьми, палками, воловьими жилами, пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу, моля не оставить его и дать знамение истинной веры истязателям. Господь услышал его молитвы: началось землетрясение, идолы попадали и разбились, все выбежали, спасаясь от разрушений. Когда вышел святой Орест, обрушился и сам храм. Максимин был разгневан и приказал заключить святого без еды и питья в темницу на семь дней. Но, по молитвам Ореста, Господь и тут не оставил его: Орест выжил и продолжал исповедовать Христа. Тогда его подвергли новым пыткам: вбили в пятки гвозди и привязали к дикому коню. Святой мученик, не отступив от Христа, в мучениях отошел ко Господу. Мощи Ореста римляне бросили в море, чтобы не допустить поклонения святому.

Мученик Диомид

Конец III – начало IV вв., г. Тарс, Киликия (Римская империя)

Диомид был родом из того же города, что и апостол Павел. Врач по призванию, он исцелял болезни не только телесные, но и душевные. Так как он был христианином, его врачебное искусство, как и у других святых врачей, было проповедью Господа Иисуса Христа, взыванием к Его милосердию, призыванием Его Имени. Диомид обратил к вере многих язычников, сам готовил их ко крещению. С той же целью – врачевать людей и обращать их к истинной вере – врач отправился в Никею.

Шло правление императора Диоклетиана, который развернул новые гонения на христиан. Поэтому активного распространителя христианства в Никее было приказано арестовать. Дальше версии происходящего расходятся. По одной из них, Диомида схватили и повезли к императору. В дороге Диомид попросил остановить повозку, чтобы помолиться, и помолившись, умер с именем Господа на устах. Воины, отрубили уже почившему Диомиду голову, чтобы доставить ее ко дворцу и засвидетельствовать свое усердие, и тут же ослепли. Дальше они были вынуждены ехать в сопровождении. Диоклетиан, увидев отсеченную голову и ослепших воинов, приказал отвезти ее обратно к телу. Когда воины вернулись к телу Диомида и положили его голову рядом, они прозрели и уверовали во Христа.

Память о враче-мученике Диомиде Церковь сохранила особым образом: его имя упоминается при совершении таинства Соборования (Елеосвящения).

Мощи мученика покоились в посвященном ему храме, а затем в монастыре Константинополя. После захвата Константинополя османами нахождение мощей святого врача доподлинно неизвестно.

Преподобный Агапит Печерский

XI в. (умер 1 июня 1095), Киево-Печерская лавра (Киевская Русь)

Преподобные Агапит и Алипий Печерские были первыми лекарями на Руси, прославленными в лике святых.

Преподобный Агапит был учеником преподобного Антония Печерского – основателя монастыря, ставшего позже Киево-Печерской лаврой, святого наставника монахов. Агапит пришел в монастырь, желая стать иноком и получить духовное руководство у преподобного Антония. Антоний и сам служил больным, молитвой исцеляя их от недугов. Подражая ему, Агапит приходил ко всякому болеющему в монастыре, ухаживал, служил во всем, молился об исцелении больного. Скрывая силу своей молитвы, Агапит давал больным травы, которые готовил себе в пищу, чтобы считали, что исцеление происходит именно от них и врачебного искусства.

Со временем Агапит стал знаменит в Киеве, многие приходили в монастырь за исцелением и получали его. Святой никогда не брал платы за лечение.

Самый известный пациент преподобного Агапита – князь Владимир Всеволодович Мономах, будущий великий киевский князь. Даже ради него Агапит не покинул монашеской кельи: он передал правителю для лечения самые простые травы, но сугубо молился о нем – и Мономах поправился. Богатые дары князя монах не принял, и князь тогда раздал богатую милостыню нищим.

Вошло в историю соперничество с Агапитом одного киевского врача, который всегда называл больному точную дату кончины и не брался лечить безнадежных. Агапит излечил боярина, которому киевский врач определил 8 дней жизни. Завистливый врач стал чинить козни и даже пытался отравить лекаря-инока, но яд не повредил Агапиту. После кончины преподобного Агапита киевский врач-завистник по обету пришел в монастырь, покаялся и принял монашеский постриг. Мощи преподобного Агапита хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Преподобный Алипий Печерский

Ок. 1065 или 1070 – ок. 1114 гг., Киево-Печерская лавра (Киевская Русь)

Преподобный Алипий с юного возраста был насельником монастыря – Киево-Печерской Лавры. Он был отмечен даром целительства: известен случай исцеления им человека, страдавшего проказой и гниением тела.

Кроме того, Алипий был одним из первых русских иконописцев. Мастерству он учился у греческих мастеров, приглашенных расписывать Успенскую церковь лавры. Иконы преподобный Алипий, как правило, писал и поновлял даром. Одна из икон его работы – образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (Свенская) – хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Мощи преподобного Алипия погребены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Преподобный Ипатий Целебник

XIV в., Киево-Печерская лавра (Киевская Русь)

Преподобный Ипатий был насельником Киево-Печерской лавры в тяжелые времена – после разорения Киева и монастыря золотоордынскими полчищами хана Батыя. Церковь, монастырские стены, кельи – всё было разрушено, одни монахи были убиты, другие уведены в плен. В таком виде монастырь просуществовал еще довольно долго.

В это время и трудился святой Ипатий в обители. Молитвенник и постник (вкушал он только хлеб и воду в небольшом количестве), Ипатий имел послушание ухаживать за больными. Ночью, когда больные спали, монах исполнял молитвенное правило, моля Господа обо всей Руси, о болящих братьях, о спасении собственной души. Чистая жизнь монаха, самоотверженное служение ближним сподобили его получить от Бога дар исцеления, за что Ипатий и был прозван Целебником.

Мощи преподобного Ипатия, врача и целебника, находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Страстотерпец Евгений Боткин

27 мая (8 июня) 1865, Царское Село, Санкт-Петербургская губерния – 17 июля 1918, Екатеринбург (Российская империя, РСФСР)

Евгений Сергеевич Боткин родился в семье дворянина, известного русского врача Сергея Петровича Боткина, лейб-медика (личного доктора царствующих особ) Александра II и Александра III. Евгений Боткин с отличием окончил Военно-медицинскую академию, работал врачом-ассистентом в Мариинской больнице для бедных и Российском Обществе Красного Креста. Защитил диссертацию по заболеваниям крови, оппонентом на его защите был физиолог Иван Павлов.

Отношение Боткина к пациентам опиралось на убеждение, что лечить надо не отдельный больной орган, а весь организм; что пациенту необходимо сострадать и уметь его выслушивать.

В юности Евгений Сергеевич не был религиозен, но после тяжелых испытаний – смерти первенца – пришел к глубокой вере.

Когда началась Русско-японская война (1904 год), стал добровольцем в действующей армии, возглавил медицинскую часть Российского общества Красного Креста. Участвовал в боях, заменяя раненых фельдшеров. За храбрость и мужество получил несколько наград.

В 2008 году император подписал указ о назначении доктора Боткина лейб-медиком Высочайшего двора, оценив его как высокого профессионала, специалиста по заболеваниям крови (цесаревич Алексей, как известно, страдал гемофилией) и благородного, высокодуховного человека. С этого момента Боткин постоянно, без выходных и отпусков, находился при семье императора и был чрезвычайно ей предан. Главным пациентом доктора стал цесаревич Алексей. Мальчик искреннее полюбил Евгения Сергеевича. Николай II также признавался, что Евгений Боткин ему больше, чем друг.

В 1917 году семья Николая II была отправлена в ссылку. Доктору Боткину предлагали покинуть царскую семью, обещали безопасность и руководство московской больницей. Боткин отказался и последовал в ссылку с Романовыми. В Тобольске занимался с царскими детьми русским языком и биологией, лечил всех, находящихся рядом, включая солдат охраны.

В Екатеринбурге 17 июля 1918 года ночью царскую семью с приближенными, в том числе и лейб-медика Боткина, привели в подвал Ипатьевского дома и расстреляли. В 2016 году Евгений Боткин прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата как праведный страстотерпец.

Святитель Лука Крымский

15 (27) апреля 1877, Керчь – 11 июня 1961, Симферополь (Российская империя, СССР)

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в семье аптекаря-католика, но был воспитан матерью в православной вере. Имел талант к живописи, мечтал о профессии художника, но считал необходимым приносить работой пользу страдающим людям. Поэтому пошел учиться на медицинский факультет, чтобы стать земским врачом и лечить в деревнях бедных.

Во время Русско-японской войны (1904 год) возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста в Чите. Особенно интересовался операциями на глазах, успешно оперировал: многие его пациенты прозрели. Лечил больных не только в госпитале, но и дома, давая им приют. Защитил докторскую диссертацию по новому методу обезболивания – регионарной анестезии.

До 1917 года работал земским врачом, затем из-за болезни жены переехал в Ташкент, в жаркий сухой климат. В 1919 году овдовел, осталось четверо детей. Через некоторое время принял сан диакона, затем пресвитера. В стране уже шла борьба с «церковниками», но отец Валентин приходил в больницу в рясе, с крестом на груди, надевая халат на время операций. В операционной всегда стояла икона.

В 1923 году был пострижен в монашество с именем Лука в честь врача-евангелиста и тайно рукоположен во епископа. Через неделю был ожидаемо арестован. В общей сложности святитель Лука провел в тюрьмах и ссылках 11 лет жизни, подвергался пыткам (избиения, 13-дневный допрос «конвейром» и т.д.), жил в нечеловеческих условиях Крайнего Севера. Везде продолжал работать как врач, хирург, делая операции в самых неподходящих условиях (однажды, например, следуя по этапу, на ночлеге успешно прооперировал крестьянина, используя в качестве инструмента слесарные щипцы). Одновременно был и пастырем, миссионером. «В самое трудное время, – писал святитель Лука, – я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

В 1934 году между ссылками оперирует, читает лекции, руководит отделением Института неотложной помощи в Андижане, издает монографию «Очерки гнойной хирургии», позже получившую Сталинскую премию (1946) и мировую известность. После лихорадки ослеп на один глаз, но продолжил хирургическую практику.

Великая Отечественная война застала святителя в Красноярском крае, в ссылке, где он продолжал работать хирургом. Епископ Лука послал телеграмму М. Калинину, в которой просил использовать его знания с пользой для раненых и определить его, как специалиста по гнойной хирургии, в военный госпиталь. Так ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя, а потом – консультантом всех красноярских госпиталей.

В 1942 году он стал архиепископом.

В 1944 году Военный госпиталь переехал в Тамбов, и архиепископ Лука стал главой Тамбовской епархии. В 1946 году переведен в Симферополь, став архиепископом Крымским. В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп и был вынужден оставить хирургию, но продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении. Многие получали исцеление.

Отошел ко Господу в 1961 году в день всех российский святых. В 2000 году был полностью реабилитирован.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в 2000 году прославлен Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских как священноисповедник. Мощи святого, доктора медицины, профессора хирургии почивают в Свято-Троицком Соборе г. Симферополя.

При подготовке использовались материалы сайтов:

Православный портал о благотворительности «Милосердие.ru»; журнал «Фома»; православный портал «Азбука веры» и др.

Вам полезны наши материалы? Поддержите работу сайта!
Наш сайт существует благодаря вашей поддержке — мы собираем и публикуем материалы по  теме, чтобы они всегда были у вас под рукой.
Пожертвовать
Еще полезные материалы
Поддержите работу больничных добровольцев!