История больничного служения

Начиная с крещения Руси (988 год), то есть практически с основания Российского государства, Церковь играла ключевую роль в делах милосердия и благотворительности, в том числе в служении больным.

Первые больницы

С крещения Руси до XIX века: первые больницы

Задолго до того, как появилась развитая медицина и первые больницы, их прообразом были богадельни, лечебницы и странноприимные дома при православных монастырях. Богадельни, говоря современным языком, – это центры круглосуточного ухода за одинокими пожилыми людьми. Сегодняшний аналог странноприимных домов – это приюты и центры помощи бездомным, в том числе больным и немощным.

Особенно увеличивалась благотворительная деятельность Церкви во время войн, неурожая, голода, эпидемий смертельных болезней.

Первые в России специальные учреждения, занимавшиеся уходом за больными, были частными, возникали по инициативе частных благотворителей и существовали на их средства. Так, например, около 1653 года Федор Ртищев, сподвижник царя Алексея Михайловича, открыл в собственном доме за свой счет лечебницу на несколько десятков больных.

Первым государственным стационаром можно считать Лефортовский гошпиталь (ныне госпиталь им. Н.Н. Бурденко), открытый в Москве по приказу Петра I в 1707 году. Но это учреждение изначально было ориентировано именно на лечение служилых военных.

Крупная больница для бедных и неимущих появились в России лишь в 1763 году. Официально, правда, государственной она не являлась и финансировалась из личных средств царевича Павла Петровича. Далее, вплоть до XX века, крупные больницы для бедных продолжали строиться именно на частные средства: на средства представителей императорской семьи, других знатных родов, на капиталы купцов и т.д.

При каждой большой больнице, которые начали открываться в России, был свой храм и больничный священник, который регулярно посещал больных, чтобы утешить, поддержать, исповедовать, соборовать, причащать. В некоторых больницах (как, например, в ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова в Москве, бывшей Голицынской больнице) храм располагался в самом центре больничного корпуса, чтобы у больных не было препятствий для участия в богослужении. Более того, на втором этаже корпуса устроены большие окна, смотрящие в храм, благодаря которым можно было участвовать в службах, находясь возле собственной палаты, никого не стесняя и не создавая опасность заражения.

Первые сестры милосердия

XIX – начало XX века

В начале XIX века в России появились первые сообщества женщин, помогающих больным и немощным – так называемые «сердобольные вдовы». По инициативе императрицы Марии Федоровны в 1813 году было принято решение привлечь некоторое число вдов из Петербургского вдовьего дома для оказания помощи в воспитании сирот Воспитательного дома и для работы в качестве сиделок в Мариинской больнице для бедных. Они наблюдали за состоянием палат, за порядком в раздаче пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постели и белья, за поведением больных и посетителей. Сердобольные вдовы осваивали некоторые медицинские приемы, чтобы при необходимости уметь оказать помощь. Официально Институт сердобольных вдов закреплен в 1819 году и просуществовал в России до 1892 года.

С середины XIX века активно развивалась деятельность сестер милосердия – женщин, которые во имя служения Христу посвящали свою жизнь делам милосердия, помогавшие в госпиталях больным и врачам. Подобное служение женщин существовало и в других странах.

Первая община сестер милосердия (Свято-Троицкая) появилась в России в 1844 году. В обязанности сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, открытой при общине, а также прием больных, приходивших в общину.

Особенно важное место занимало служение сестер милосердия во время войн. Начало этому было положено в Крымскую войну (1854-1855). В 1854 году была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия, чьим главным врачом и руководителем стал русский хирург Николай Иванович Пирогов. Близ фронта сестры милосердия работали в госпиталях, помогали врачам при перевязке и операциях, раздавали больным лекарства и провизию, следили за чистотой помещения и белья и т.д. Как писал Пирогов, «присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий». Одной из главных функций сестер также был контроль над госпитальными служителями и, позже, сопровождение перевозки больных и раненных.

Продолжилось служение сестер милосердия в Русско-турецкую войну (1877-1878), во время которой в России существовало уже около 20 общин сестер милосердия. В качестве медицинского и санитарного персонала во время войны было занято около 1300 женщин. Бывало так, что в госпитале, рассчитанном на 600 человек, поступало до 5 тысяч раненых. Их обслуживало всего лишь 10 врачей и несколько санитаров. 200 сестер милосердия были жизненно необходимой помощью.

В Русско-японскую войну (1904-1905) около 2000 женщин самоотверженно трудились в военных госпиталях, рискуя собственным здоровьем и безопасностью. Так, после сдачи Порт-Артура (1905) японцы увозили в плен раненых солдат, сестрам милосердия было предложено покинуть город, но сестры последовали за больными в Японию.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) в России существовало 115 общин сестер милосердия. В 1916 году на фронт было отправлено 17 436 сестер, которые обслуживали более 2 000 полевых и тыловых учреждений Красного Креста. Многие представительницы высшего общества – княгини, графини, знатные дамы – облачались в форму сестер, помогали при перевязках и т.д. В том числе и императрица Александра Феодоровна, прославленная в наше время как святая Православной Церкви, вместе со своими дочерьми прошла краткосрочные курсы сестер милосердия и ухаживала в госпиталях за больными и ранеными.

Духовным фундаментом всех общин сестер милосердия вплоть до революции были религиозные принципы, христианские заповеди служения Богу и ближним. Главным в их деятельности был тот духовный внутренний свет, который несли в себе сестры и который не могли не полюбить больные.

В начале XX века возникло еще одно важное явление в истории церковной благотворительности и попечения о больных. В 1909 году Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, внучка британской королевы Виктории и сестра императрицы, создала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В обители оказывали помощь сиротам, бедным, в ней была прекрасная больница, оборудованная по последнему слову медицинской науки, работали там лучшие врачи. Обитель представляла собой не просто очередную благотворительную организацию, а именно новое явление: в ней соединялось воедино внешняя милосердная деятельность и внутреннее духовное делание: молитва, участие в богослужении, практически монашеский образ жизни. Великая княгиня, ныне почитаемая православная святая, не только занималась созданием, устроением и руководством обителью, но и лично служила больным и нуждающимся.

Запрет на церковную благотворительность

1917 – 1980-е годы

В первые годы после революции Церковь пыталась продолжать дело благотворительности и милосердия. Так, например, во время голода в Поволжье в начале 1920-х годов Святейший Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В том числе продолжалась помощь больным. На фронтах и в военных госпиталях Первой мировой войны в русской армии совокупно трудилось около 30 тысяч сестер милосердия.

Но репрессии уже начались. В 1918 году мученически погибла от рук большевиков настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елизавета Федоровна, как и императорская семья. Начались гонения за православную веру на священнослужителей и простых верующих. В 1928 году церковная благотворительность была официально запрещена. Были законодательно упразднены, а затем и фактически закрыты, уничтожены тысячи церковно-благотворительных учреждений, которые создавались верой и жертвенной любовью наших благочестивых и милосердных соотечественников: Марфо-Мариинская обитель, церковные богадельни и т.д. Общины сестер милосердия перестали существовать как христианское служение и продолжали существовать лишь как часть Общества Красного креста, где сестры милосердия превратились в младший медицинский персонал. Священники были лишены доступа в больницы. Первыми храмами, которые закрывала советская власть, были именно храмы при больницах и социальных учреждениях.

Законодательный запрет на благотворительную деятельность Церкви был подтвержден в 1961 и 1967 и сохранялся до начала 90-х годов.

Возрождение больничного служения

С 1990-х годов по сегодняшний день

Ситуация стала меняться в период подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В 1990 году вышел Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», в котором религиозным организациям разрешалась благотворительная деятельность. Началось возрождение деятельного милосердия и больничного служения Церкви.

В 1990 году впервые после советского периода возвращен Церкви больничный храм – им стал храм Благоверного царевича Димитрия при ГКБ №1 в Москве. В общине этого храма почти сразу появилось сестричество милосердия, трудиться в котором пришли состоявшиеся зрелые люди – женщины, которые горели желанием послужить ближним ради Христа. Их помощь была остро востребована в больнице: в сложной обстановке 1990-х в больницах не хватало лекарств, расходных материалов, оборудования, медицинских работников.

Подобные сестричества, созданные православными верующими, стали появляться по всей стране. Сестры милосердия помогали не только больным, но и сиротам, беспризорникам, старикам, инвалидам и т.д.

Для подготовки сестер в 1992 году было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение – Свято-Димитриевское училище сестер милосердия (в здании храма Царевича Димитрия при ГКБ № 1 в Москве). В нем помимо профессиональных медицинских дисциплин изучали духовные основы милосердия, Священное Писание, церковный устав. Сегодня помимо Свято-Димитриевского училища сестер милосердия – младших медицинских сестер по уходу за больными – готовит также учебный центр Больницы Святителя Алексия и БФУ им. Канта (Калининград) при поддержке Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви.

Эпидемия COVID-19 дала новый импульс развитию больничного служения Православной Церкви. В начальный период пандемии доступ священников в больницу был прекращен, несмотря на соблюдение ими всех санитарно-гигиенических мер, хотя потребность в принятии церковных таинств в больницах наоборот возросла.

В ответ на общественный запрос Министерство здравоохранения выпустило рекомендации о допуске священников в медицинские учреждения. Они были направлены в региональные органы здравоохранения, федеральные органы, а также в подведомственные Минздраву учреждения (ССЫЛКА). На основании этих рекомендаций на местах были приняты приказы, которые регламентировали допуск священнослужителей.

Больничные священники из 123 епархий Русской Православной Церкви прошли специальное обучение правилам служения в «красной зоне». В Москве была организована специальная группа больничных священников, выезжающих к больным с коронавирусом, и круглосуточная горячая линия для вызова священника в больницы и на дом. По телефону горячей линии и сейчас в Москве и Московской области можно вызвать священника в больницу: 8 (903) 660-30-40 (ежедневно, круглосуточно)

В Москве получили возможность приходить в больницы не только священники, но и православные добровольцы. На базе учебного центра Больницы святителя Алексия были организованы специальные краткосрочные курсы для православных добровольцев. Церковь обучала волонтеров, каждый из них проходил обязательную проверку перед тем попасть в «красную зону». Главные врачи, руководители отделений реанимаций, медицинские сестры откликнулись на инициативу Церкви, понимая важность этого служения.

В 2022 году Церковь активно организовывала помощь в военных госпиталях, где сейчас много раненных участников боевых действий, в том числе – раненных тяжело. Духовная и психологическая помощь бывает необходима не только им, но и находящимся рядом родственникам, и медицинскому персоналу. Служение больничных священников и сестер милосердия в военных госпиталях особенно остро востребовано.

Сегодня Церковь – один из ведущих организаторов благотворительности: в России действует более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив. Особое место в этой деятельности по-прежнему занимает служение больным. Более 350 православных сестричеств милосердия в России объединены в Ассоциацию общин сестер милосердия. Есть многопрофильная церковная больница – Больница Святителя Алексия в Москве (ССЫЛКА), в нескольких регионах открыты ее филиалы. Священники приходят с духовной поддержкой в больницы всех регионов России.

Церковь располагает одной из лучших в стране школ ухода за тяжелобольными людьми. Так, например, Учебный центр Больница Святителя Алексия (ССЫЛКА) специализируется на обучении в оказании помощи тяжелобольным. Полученный опыт используется, в том числе, в церковных богадельнях – центрах круглосуточного сестринского ухода за тяжелобольными; в помощи сестер милосердия пациентам больниц и госпиталей, малоимущим семьям с лежачими больными и т.д.

Ассоциация сестричеств Русской Православной Церкви проводит выездные курсы и семинары по уходу за тяжелобольными в учреждениях и на дому.

См. также раздел «Сестричества милосердия».

Вам полезны наши материалы? Поддержите работу сайта!
Наш сайт существует благодаря вашей поддержке — мы собираем и публикуем материалы по  теме, чтобы они всегда были у вас под рукой.
Пожертвовать
Еще полезные материалы
Поддержите работу больничных добровольцев!